вторник, 8 ноября 2011 г.

ИТ в профессиональной деятельности. Задание 2

Вопрос 6.

1.В чем проявляется комфортность работы с образовательными электронными ресурсами?

2.Каким образом использование ИКТ позволит эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся?


Включение ИКТ в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.
К ИКТ следует отнести и все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры и лаборатории, тестирующие системы и другие. [1]

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.
[2]

Прежде чем перейти к рассмотрению комфортности использования ЭОР, рассмотрим само понятие комфортности (комфорта).

Несколько определений приведены в таблице 1

Можно выделить три структурные составляющие комфортности.

Комфортность:
• Психологическая
• Интеллектуальная
• Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Интеллектуальная комфортность
- это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. [3]

Теперь рассмотрим электронные образовательные ресурсы с точки зрения трех составляющих комфортности (психологическая, физическая и интеллектуальная).
Таблица 2.

Как видно из таблицы, все основные возможности электронных образовательных ресурсов, по сравнению с обучением с использованием обычных учебников, делают обучение более комфортным как для ученика, так и для учителя.

Одно из положительных влияний использования ИКТ – эффективная организация самостоятельной работы учащихся.

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические задания – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как объёмное голографическое изображение от фотографии невысокого качества.

С внедрением ИКТ в образовательный процесс изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, формировании представлений о макро- и микромирах, о многих других объектах и процессах, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать. [Осин А.В. «открытые образовательные модульные системы»]

В заключение можно сделать вывод, что использование ЭОР делает обучение (как в образовательном учреждении, так и дома) более комфортным, а значит и более эффективным.

6 комментариев:

  1. Понравилась таблица, отражающая возможности ЭОР и психологическую, физическую, интеллектуальную комфортности каждой из них. Возник вот какой вопрос: откуда взяты эти "возможности" ЭОР? Продуманы самостоятельно или посредством использования какого-либо источника?
    Далее: в таблице представлена возможность ЭОР "Представление учебных объектов множеством разных способов (звук, видео и т.д.)", и отмечена физическая комфортность - "В зависимости от физических особенностей, ученик сам может выбирать необходимый именно ему вид представления информации". И тут же возникает еще один вопрос: в зависимости от каких таких физических особенностей? Может данную комфортность следовало бы отнести к разряду "психологических"?
    И последнее: в ответе четко сформулированы положительные влияния использования ИКТ для эффективной организации самостоятельной работы учащихся. Это убеждает в том, что использование ЭОР делает обучение более комфортным и эффективным.
    В целом, ответ полный, содержательный, понятный читателям.

    ОтветитьУдалить
  2. Во-первых, интересен сам вопрос. Во-вторых, понравился стиль и логика изложения. А таблицы, согласна с Дарьей, очень интересны и занимательны, что первая, что вторая! И еще хотелось бы высказать свое мнение, точнее, ответить на вопрос Дарьи "в зависимости от каких таких физических особенностей?" Мне кажется, что если ученик имеет проблемы со зрением, он может выбирать преимущественно аудио представление информации.

    ОтветитьУдалить
  3. В тот момент я подумала о типах восприятия, забыв о реальности наличия ограниченных возможностей учащихся. Безусловно, данную возможность ЭОР можно рассматривать и с точки зрения физической комфортности. Но настаиваю в том, чтобы упомянуть и о ее психологической комфортности.

    ОтветитьУдалить
  4. Согласна и с Дарьей и Татьяной.

    ОтветитьУдалить
  5. Мне материал показался очень интересным, т.к. вопрос комфортности детей при работе с образовательными электронными ресурсами считаю очень важным. Отмечу так же таблицу психологической, физической, интеллектуальной комфортности, где материал дан очень понятно и структурировано

    ОтветитьУдалить
  6. Не буду повторяться, мне понравилось и все бы хорошо, но использование на практике, применение ЭОР в учебном процессе сопровождается некоторыми трудностями, если одна среда достаточно комфортная для одного ребенка, то для другого ребенка, та же среда не обязательно так же комфортна. Хотелось бы раскрытие вопроса с проблемной стороны...

    ОтветитьУдалить